Бөтә яңылыҡтар
Файҙалы эштәр йылы
31 Октябрь , 15:58

Өфөлә яҙыусы Олег Рой уҡыусылар менән осрашты

Иғтибарығыҙға «Молодежная газета» мәҡәләһен тәҡдим итәбеҙ. 

Өфөлә яҙыусы Олег Рой уҡыусылар менән осрашты
Өфөлә яҙыусы Олег Рой уҡыусылар менән осрашты

В гимназии № 39 прошла встреча с лектором Российского общества «Знание», писателем, сценаристом, продюсером и общественным деятелем Олегом Роем. В формате диалога ребята смогли не только узнать, как Олег написал первую книгу, что его вдохновляет, но и задать вопросы писателю.


Тема встречи — «Чтение как новый культурный тренд». Отметим, что гимназия № 39 им. А. Ш. Файзуллина вошла в число лидеров проекта «Чтецкие программы», который стартовал 1 сентября. Его реализует общество «Знание» совместно с Министерством просвещения РФ по поручению президента Владимира Путина. Основная миссия этой инициативы — популяризация чтения среди юных россиян, содействие в развитии школьников, приобщение их к миру художественной литературы.

— Прежде всего я — писатель и мне важно, чтобы в российской семье была идеология присутствия книги. Книга в руках — это круто. Я сегодня в Уфе поговорю о красоте чтения, об увлечении чтением, о том, что это потрясающий инструментарий для общения — для жизни сейчас и в будущем. Чтение — это багаж знаний, который мы еще долго будем нести с собой и делиться со всеми. И конечно, очень важно этот багаж пополнять.

— Три книги, которые, на ваш взгляд, важно прочитать школьникам?

— Я никогда не был приверженцем выделения нескольких книг. Дело в том, что в каждой школе есть фундамент у учителя литературы, на который он опирается, есть список литературы, которая должна быть использована в моменте обучения. Иногда учителя делают свой большой, личный список, но опираясь на эту же литературу. И кто-то для себя берет Толстого, кто-то Чехова, кто-то Достоевского. Важно не говорить, что интересно для Олега Роя, а что важно для учителя литературы, который находится здесь, для того, кто работает с детьми и понимает, что, возможно, сегодня нужно сделать акцент на исторические вещи, на «Урал-Батыра», например. На те вещи, которые фундаментально нужны сегодня в Башкирии. У меня есть свои книги, которые были важны. Конечно же, это «Война и мир», «Онегин», плюс это были вещи, которые не входили в школьную программу. К примеру, это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Пабло Неруды. Я помню до сих пор эти строки и очень благодарен своему учителю литературы.

— У вас уже выходили книги об СВО в соавторстве с Сергеем Лобановым и с Максимом Бахаревым. Что еще в планах?

— Послезавтра я буду в Вологде, где мы восемь месяцев делали проект, который называется «Позывной Вологда». 19 вологодских авторов и Олег Рой сделали совершенно потрясающую работу. На следующей неделе мы презентуем этот проект. Среди авторов есть мамы, папы, бабушки бойцов СВО и два военных. Это книга не только о специальной военной операции. Это книга о любви к собственному краю, к Вологде, о национальных атрибутах, о тех бойцах, которые уходили, о семьях, которые ждут. И там есть очень хорошая связь поколений. Мы в книге рассуждаем и о Великой Отечественной войне, и о наших прадедах. И как эта связка поколений повлияла на тех бойцов, которые защищают сегодня нашу страну.

Во время общения с юными уфимцами Олег отметил, что «погода в доме» зависит от каждого из нас.

— Нет плохой погоды. Погода у нас внутри. Меня радует все. Почему? Потому что совершенно недавно я две недели провёл на воссоединённых территориях. Был и в Шахтерске, и в Луганске, и в Донецке. Мы общались и с ребятами на передовой, и в госпиталях. И это тоже погода, которую мы несём сами себе. Моя погода для молодых людей начинается с вопроса, кто любит мультфильмы? Я сделал 724 мультфильма. Смотрите «Сказочный патруль»? А «Дракошу Тошу»? Я недавно был на передовой, и мы с нашими пацанами сидели в глубоком бункере. Там все время выстрелы, взрывы. И вот я и 23 пацана, нам надо ночь провести вместе, а погода в этом «опорнике», знаете, суровая, очень сложная. И я думаю, как же начать разговор? Спрашиваю, мол, а вы мультфильмы знаете, смотрите? И вы бы видели — сразу же глаза горящие… И мы всю ночь проболтали, было здорово. Вот она, погода в доме. Погода в доме — это иногда и книга, которая лежит у нас на столе. Я иногда могу не спать ночью только потому, что мою погоду в доме сделал роман, который я заново перечитываю. Открою вам секрет: ни разу у меня не было такого, чтобы я перечитывал роман и он бы не открывался для меня заново. Представляете? Больше десятка раз я перечитывал Булгакова «Мастера и Маргариту» и каждый раз открывал его как будто заново.

— Какую первую книгу вы прочитали самостоятельно?

— Я писатель, и ещё вхожу в Совет по русскому языку и литературе при президенте Российской Федерации. И, конечно же, у меня должна была быть легенда. Я должен был сказать, к примеру, что не мог и дня прожить без томика Чехова, всегда читал Достоевского, спать не ложился, если Толстой не лежал у меня с правой стороны на тумбочке. Но дело в том, что моя первая книга была «Колобок», как и у всех, наверное. У кого-то из вас, наверное, первой была книжка про Урал-батыра. А потом у меня были сказки народов России и международные сказки. Одной из моих любимых книг был Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой». И он, кстати, меня подтолкнул к Беляеву.

— Назовите книгу, которая в корне изменила что-то в вашей жизни?

— Их всегда было много. Это были этапы становления меня, как человека. И на каждом этапе была своя книга. Помню, когда я первый раз прочитал Толстого «Войну и мир», понял, что я никогда больше не вернусь в своё детство. По-особенному начал чувствовать то, что произошло, и Пьер Безухов, который лежал и смотрел на облака, для меня стал совершенно другим героем. Меня меняли Достоевский, Пушкин. «Капитанская дочка» — это же потрясающая вещь. Второй раз я ее прочитал, когда мне было лет 35. И я вдруг понял, каким же я был неправильным учеником, что так мало уделял времени этой судьбоносной книге. Это книга, через которую можно было понять для себя все — что такое дружба, преданность, любовь.

— Как получилось, что вы стали писателем?

— Я всегда говорю молодым людям — посмотрите вокруг себя, рядом с вами абсолютно точно всегда есть тот самый наставник. Учитель, старший брат, мама, дедушка, кто подскажет и двинет вас вперёд. Моим самым первым учителем был мой дедушка, обыкновенный металлург из Магнитогорска. У него была потрясающая литература. Помните, давали талончики на книги? Он их не продавал, не менял, а покупал книги. А потом в мою жизнь ворвался Василий Павлович Шур, режиссёр театра имени Пушкина, при котором он создал Театр юного зрителя и позвал таких, как я, молодых пацанов, играть в этом театре. Так я начал писать этюды. И Шур мне говорит: «Олег, слушай, тебе не надо играть на сцене, но ты должен писать». Именно с этого все и началось.

Уфимские школьники не только приняли участие в небольшом мастер-классе Олега Роя, во время которого писатель дал советы по выразительному чтению, но и смогли задать вопросы. Интересно, что ребята были очень активными и, несмотря на юный возраст, свободно общались с известным человеком. Более того, Олег отметил, что многих учеников запомнил и, возможно, в будущем образы ребят появятся в его произведениях.

 

Автор:Инсаф Хужабирганов
Читайте нас: